/  Архив форума
   /  Консультации детского психолога
/  Плохая память

Форум : Консультации детского психолога

Название : Плохая память

© 2006-2009 Дети сети...
http://www.detiseti.ru


 Гость :

05.08.09 22:07
 Здравствуйте! Нам на лето задали учить таблицу умножения. Долбим её уже два месяца, а четкости до сих пор нет, да и ошибки проскакивают. Я уже в отчаянии, а дочка не особенно переживает, что плохо выучила таблицу. Что нам делать с такой памятью?

 Катерина :

05.08.09 23:48
 Здравствуйте. Зазубривание всегда не интересно детям. Ребенку не интересно заучивать таблицу и может не понятно зачем она вообще нужна.
Для облегчения заучивания любого учебного материала рекомендуется подробно объяснять ребенку для чего эти знания нужны и как он их может применить в жизни. А главное объяснить сам материал. чтоб он был понятен.Очень хорошо если получается это все превратить в игру. такой способ помогает заинтересовать ребенка, т.е. замотивировать запомнить материал. Что касается заучивания таблицы умножения - необходимо показать принцип "устройства" таблицы. Можно сделать это на примере счетных палочек. А можно на настоящих фруктах или ягодах. Вы объясняете ребенку, разделяя ягоды на кучки. Показываете и объясняете одновременно, что 5 кучек по 2 ягоды - всего 10 и т. д.. Постепенно от маленького количества к большему вы практическим способом рассматриваете принцип таблицы. Вы можете показать, что числа все время повторяются, т.к. 6 * 3 = 3 * 6. Обязательно раскладывая ягоды записывайте все расчеты цифрами на бумаге. Если ребенок не понимает материал он не может его усвоить должным образом.
А когда у ребенка снижена память, то она снижена не избирательно а вцелом.
Попробуйте поучить таким способом - желаю удачи.

 Гость :

05.08.09 23:57
 Принцип устройства таблицы дочка поняла быстро...
Задачки хорошо решает. Спасибо за ответ, будем учить дальше...

 L@V :

07.08.09 00:25
 У нас такая же проблема с таблицей!
Вроде бы выучили, а спрашиваю через два дня, уже плавает :-o .
Может просто надо больше времени, в течении года будут решать задачи, примеры и само собой запомнится. (Это я так себя успокаиваю :-) )

 Катерина :

07.08.09 18:41
 Нам лучше запоминается то, что надо или интересно. Поэтому детей надо заинтересовывать. И еще очень влияет способ обучения. В предыдущем ответе я приводила пример как надо объяснять принцип построения таблицы. Ребенку можно сказать, что система умножения облегчает счет и имеет очень интересное строение. Затем практически показать ее принцип. Практические действия очень облегчают запоминание также как представление (зрительный образ) того, что надо запомнить. У детей также часто встречается плохое запоминание при ожидании или боязни родительской критики и оценки результатов. Если ребенок знает, что его будут ругать за плохие результаты, он переживает и не может усвоить материал. Такое тоже встречается...
Можно спросить самого ребенка - Что, по его мнению, мешает ему запомнить таблицу.
Удачи всем и терпения.

 Русалочка :

09.09.09 18:15
 Скажите, пожалуйста, а есть ли какие-нибудь критерии, по которым специалисты могут утверждать , что с памятью у ребенка или у взрослого что-то не так? Я прекрасно понимаю, что все люди разные и все относительно, но наверняка эта функция головного мозга как-то связана со здоровьем.. В каких случаях надо обращаться к врачу и как проявляются проблемы?

 Катерина :

09.09.09 20:59
 Здравствуйте Русалочка.
Критерии определения памяти конечно существуют. Есть специальные тесты, которые помогают определить психологу изменения памяти у ребенка или взрослого. Нормы колеблются в зависимости от возраста. Память делится на кратковременную, долговременную и сильно зависит от заинтересованности и других психических функций. Поэтому, если человек жалуется на снижение памяти психолог проводит комплексную диагностику всех П.Ф. Описывать все виды патологий памяти наверно не стоит - их достаточно много и все они разные. При разных заболеваниях память страдает по разному и по разному восстанавливается, а иногда продолжает ухудшаться. Если что-то настораживает, проще обратиться к психологу и лично с ним обсудить индивидуальные особенности, пройти тестирование. Родителям может помочь наблюдение за ребенком на сколько хорошо он запоминает цвета, формы, действия игры и т.д. Если кажется , что ребенок отстает от сверстников, то лучше обратиться к специалисту (психологу). Когда речь идет о нарушении памяти у взрослого лучше обращаться к медицинскому психологу, а с ребенком к детскому.

 Русалочка :

14.09.09 14:53
 Спасибо, Катерина! Кое-что понятно стало, хотя бы то, что определяет наличие или отсутствие проблемы психолог. Если поконкретнее, то меня волнует, что при хорошей учебе ( дочка закончила 4 класс на все 5) она не помнит элементарных вещей, даже если они произошли только что. А вот если понравился фильм или мультик может цитировать их после одного просмотра. Стихи учит легко, с пересказом хуже- рассказывает почти наизусть, сжать, передать основу- трудно. А ответить, что было на контрольной, например, не может, даже только выйдя из школы... Или не хочет???!

 Катерина :

14.09.09 18:49
 Здравствуйте Русалочка. Я как раз в нескольких своих ответах писала, что заинтересованность (т.е. мотивация) для запоминания играет важнейшую роль. Своим рассказом Вы это подтвердили. Также не маловажное влияние играет сама ситуация, атмосфера. Например в ходе экзамена или контрольной человек может от страха все забыть. Бывает такое, что в ситуации экзамена (стресса) человек очень напряжен, а после сдачи его выходит и расслабляется. Такой контраст напряжения сменяющейся резким расслаблением тоже может сыграть роль "амнезии". Тогда человек может даже затрудниться ответить какой у него был билет. Через некоторое время, буквально через минуту, он уже адаптируется и ответит. Такого рода реакции зависят от реагирования на стрессовые ситуации (особенности нервной системы) и общей стрессоустойчивости человека.
Кстати, уровень стресса тоже зависит от степени значимости происходящего для человека. Если ученику безразлична отметка, которую он получит на экзамене и вообще не важно сдаст он его или нет, то стресса не будет.

 Русалочка :

16.09.09 18:47
 А как вы думаете, есть ли смысл специально устранять эту проблему- тренировть память, выполнять какие-то упражнения, т е заниматься этим нацеленно, а не от случая к случаю...

 Катерина :

16.09.09 22:22
 Здравствуйте Русалочка. Честно говоря я по вашим описаниям не нахожу никакой проблемы, которую надо устранять. Девочка учится на пятерки - значит память не снижена...тут даже тестов делать не надо :-)
Что Вас так смущает? Ну не может она вспомнить что-то элементарное, так оно ей может НЕ НАДО... Возможно стоит обратить внимание на другое - на ее эмоциональный фон. Так как забывчивость случается при переживаниях и стрессах. Я упоминала об этом в прошлом ответе.
Заниматься улучшением памяти, как это предлагают некоторые "специалисты", бесполезно. Но это мое мнение и я его не навязываю... Развитие психических функций, в частности памяти, заложено генетически и по мере созревания мозга происходит ее изменение. Есть упражнения, которые помогают с помощью осмысления или группировки материала запоминать его лучше. Но это несколько приемов, которые не улучшают самой памяти. Зрительная память "тренируется" чтением, это можно использовать для повышения грамотности. Сам способ напоминает простое зазубривание. По настоящему сниженная память бывает у умственно отсталых, отстающих в развитии детей (ЗПР), старых и больных людей. У остальных она бывает хорошая, очень хорошая, отличная и патологически отличная :-)
Если Вас смущает то, что происходит с дочкой, то сходите к психологу. Я думаю, что эти моменты связаны с эмоциями или мотивацией, а не с самой памятью.

 Русалочка :

24.09.09 15:01
 Так и хочется написать, Катерина, " ну прям как у врача!!!"
Спасибо вам еще раз за консультацию, знаю, что накручиваю, и проблема если и есть , то не в том месте. Действительно, настроение, переживания и эмоциональный фон -куда важнее и все зависит от них.. Бум стараться!! :-)

 Катерина :

24.09.09 18:07
 Ну извините :-)
Психолог не может обходиться без некоторых медицинских знаний, они просто необходимы в нашей работе.
Удачи. :-)

 Гость :

26.01.10 21:35
 можно и мне спросить? сейчас репетирую девочку 8-ми лет по английскому языку, она с трудом запоминает слова. а без слов не продвинуться дальше. стараюсь использовать все анализаторы, все виды памяти - слово new - новый - посмотрели в книжке, записали в словарь слово, транскрипцию, перевод, привела 8 примеров вслух
с известными ей словами - my new book, my new doll..., девочка послушала, повторила, потом прошу её прочитать это слово в книге - она начинает его читать, как будто в первый раз видит, то есть не может прочитать. и так почти со всеми словами. школьные слова (те, что в школе учат) в учебнике если покажешь, то может прочитать, а без учебника спрашиваешь, отдельно может сказать, а в тексте не узнаёт. Может, посоветуете что-нибудь?? это для меня головоломка.

 Катерина :

26.01.10 22:03
 Здравствуйте. Запоминание материала на прямую связано с интересом к этому материалу. Я не зная полной ситуации не могу сказать однозначно, что влияет на вашу ученицу.... Возможно девочку заставляют родители изучать язык или много акцентируют на этом внимание. Может ругают за неуспех... Сама девочка, возможно плохо понимает зачем ей учить язык и как он может быть полезен в жизни. Все эти факторы могут влиять на плохое запоминание. Иногда само построение занятия может помочь заинтересовать ребенка. Попробуйте с ней поговорить. Узнайте кто инициатор занятий, чем бы хотела заниматься сама девочка, что она любит делать в свободное время. Важно узнать как ей даются другие предметы в школе? Возможно нужна консультация психолога, если в обучении много трудностей.
Можно использовать любимые занятия для изучения языка на прямую или косвенно. Например новое слово будет связано с ее любимой куклой или она нарисует это слово (напишет и украсит, если она любит рисовать).
Спасибо за вопрос, пишите как будет идти обучение дальше. Екатерина

 Гость :

28.01.10 18:20
 Уважаемая Екатерина, спасибо за быстрый вопрос и за то, что попросили написать ещё - я бы сама постеснялась. Сама уже решила поговорить с девочкой, но при ней всегда либо бабушка, либо няня. но постараюсь, чтобы она раскрылась. До разговора хотела проконсультироваться вот по какому вопросу - дело в том, что мама девочки очень занята и Вика до школы часто оставалась одна, благо, что ребёнок спокойный. не совсем одна, наедине с телевизором - фильмы, мультики, у них богатейшая коллекция. и как я поняла, пассивное восприятие материала в течение нескольких лет. могло ли это повлиять на восприятие материала и на способность анализировать, логически рассуждать? и ещё одна деталь - девочка медлительная, а загружена до предела - музыкальная школа, танцы и сама общеобразовательная школа. Она призналась, что чисто физически не успевает всё "переваривать". заранее спасибо за ответ. Татьяна.

 Катерина :

28.01.10 21:22
 Здравствуйте Татьяна. Действительно частый просмотр телевизора может влиять на восприятие. Ребенок привыкает, что информация вертится по кругу, особенно реклама. Мультфильмы на кассетах тоже часто смотрятся по несколько раз. В итоге дети привыкают к такой подачи информации. Если надо донести до ребенка новую информацию, то надо ее повторять несколько раз. На эту тему даже были статьи написаны. Но учитывая, что девочка загружена, я думаю, что основная причина в низкой мотивации, т.е. заинтересованности ребенка. Ребенок сама говорит о переутомлении, что безусловно влияет на мотивацию и память. Предположу, что Вы человек мягкий и требуете по возможностям, что позволяет ей расслабиться и "отдохнуть" на вашем занятии...
Попробуйте поговорить с бабушкой. Судя по вашим описаниям Вы хорошо чувствуете девочку и вполне можете сказать о своих чувствах бабушке. Я думаю, что это даже обязательно, так как вам могу предъявить претензии, как к педагогу... Родители должны понимать, что это происходит не по вашей вине, и, что ребенок переутомлен. Вы можете порекомендовать пройти диагностику у психолога и определить по тестам есть ли у девочки переутомление. Надо объяснить также, что это может закончиться невротизацией ребенка и серьезной неуспеваемостью в школе. Удачи, пишите.