Что такое метафизика простыми словами, основные понятия и её принципы

Наука и технический прогресс развиваются семимильными шагами, и все больше возможностей у человечества познать и объяснить те или иные явления. Несмотря на это, каждый из нас, хотя бы однажды, сталкивается с событиями или вещами, которые мы не в состоянии объяснить с научной точки зрения.

Ученые разрабатывают теории, выдвигают предположения, и чем больше они пытаются при помощи различных методов проникнуть в “тайны мироздания”, тем больше этих самых теорий развеиваются как миражи.

Метафизика — это раздел философии

А список непознанного не убывает несмотря на все возможности современной науки и техники. Ежедневно в мире происходят сотни событий, не поддающиеся законам физики. Сотни вопросов остаются без ответа: есть ли Бог, что такое душа, откуда произошел человек, как возникла вселенная, каким образом люди обретают неожиданное исцеление от неизлечимых болезней, что происходит после смерти и т.д. — ответы на эти вопросы за пределами понимания ученых, но все они лежат в области метафизики, как раздела философии.

Метафизика — это раздел философии

Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».

Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).

В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.

На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  • Способностью охватить в себе весь окружающий человека мир как единое целое.
  • Бытие является для философии единственным способом мыслимого абсолюта. Идеей, что мир — это что-то взаимосвязанное и единое.

Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Проблема метафизики в истории философии

С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.

Метафизика Аристотеля

Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.

Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.

Проблема метафизики в истории философии

Аристотель выделял четыре основные области метафизики:

  • Исследование первопричин и начал всего сущего,
  • Познание бытия,
  • Знание о субстанции, как первоисточнике каждой вещи,
  • Знание о Боге и сверхчувственной субстанции.

Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.

Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе

Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фей­ербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.

Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:

  • Принцип различия. Если классическая метафизика отождествляет понятия бытия и мышления, то постклассическая их разделяет. Бытие рассматривается как объективная реальность, существующая вне сознания, и противопоставляется сознанию. То есть объективная реальность не зависит от сознания, чувств, опыта, мышления; сознание же является лишь отражением бытия.
  • Предпосылочность знания. Этот принцип основан на утверждении, что у каждого знания, в том числе и у философского, существуют языковые, культурные, социальные и др. предпосылки.
  • Обращение к повседневности. Суть принципа том, что философия должна черпать материал для познания и изучения из реальной жизни, здесь и сейчас, а не из особых, специально смоделированных ситуаций.
  • Принцип плюральности, то есть множественности мышления и равноправия автономных, но влияющих друг на друга типов ценностно — ориентированной деятельности (метафизического, научного религиозного и тд.)

Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.

Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе

Метафизика Аристотеля — что это такое

14 книг Аристотеля, описывающие учение о первоначалах, являющихся основой мудрости, стали основополагающей работой в области метафизики.  До него метафизика как учение о всеобщем, было смешано с другими знаниями – математическими, астрономическими, физическими и т.д. Аристотель впервые отделил метафизику как особую науку и как систему знаний. И, хотя, сам термин метафизика не принадлежит Аристотелю, именно он в своих трудах заложил фундаментальные основы классической метафизики.

Учение Аристотеля строится на 4 первоначалах:

  • Форма, по есть сама “Сущность” или суть бытия. Аристотель и Бога называет чистой формой и чистой деятельностью.
  • Материя, то есть физическое вещество. Аристотель считал, что ничто не возникает из ничего. У всего есть первоисточник. Всякое возникновение требует наличие некоего “субстрата” (материи), который в процессе изменения утрачивает одни свойства и приобретает другие. При этом он различает материю на первую и вторую. Первая — это вещество из которой состоит предмет, оно не имеет собственной формы и по мнению Аристотеля является не действительностью, а чистой возможностью. Например, как медь для статуи. До того, как медь превратиться в статую — она является небытием, но с потенциалом бытия (создания статую или другой вещи из этой меди). Вторая материя рассматривается сама по себе, а не через призму предмета, так как она изначально имеет свою собственную форму.
  • Цель, то есть «Для чего?» и «Ради чего?». Аристотель определяет цель как вид причины.
  • перводвижитель. То откуда берет начало изменение или упокоение, то есть движение. Само движение — это та деятельность, благодаря которой невозможное становится действительным, а материя обретает форму. Согласно учению Аристотеля, движение — процесс постоянный, бесконечный, но имеющий начало. Исходя из этого Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: материя — движимое, но не движущее; природа — нечто движущее и движимое; и Бог — нечто движущее, но не движимое. Всякое естественное становление (движение), согласно его учению, имеет внутреннюю цель и завершение.

Метафизика Аристотеля — что это такое

Метафизика Аристотеля ­– это учение о причинах и началах бытия и знания о нем, о том, что такое истинное бытие само по себе. При этом, самым достоверным знанием он называет то, которое основано на ощущении и чувстве. Материальные же формы сущностей Аристотель разделяет на:

  • отделенные мыслью,
  • познаваемые чувственно так, как они есть.

Античное философское отображение метафизики

Античная философия — философия древних греков и римлян, зародилась около 2500 лет назад, явилась истоком западной философии, и почти всех ее последующих школ. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия, наука возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образцу мышления. Сам термин «философия» пришел к нам из античной философии. Философ – человек, стремящейся к мудрости, ищущий и любящий истину.

В развитие античной философии внесли неоценимый вклад Сократ, Платон, а позже Аристотель. Аристотель, будучи учеником Платона, во многом не разделял мнения своего учителя. В частности, он подверг критике платоновскую теорию идей, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии философии. Аристотель считал ошибочным разделение на идеи и вещи, аргументируя тем, что идеи — это копии чувственных вещей и родственны им по содержанию. Отделяя идеи от вещей, мы удваиваем то, что должно быть познано и объяснено.

Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.

Аристотель так же ввел в философию два очень важных понятия – это возможность и действительность, которые оказали огромное влияние на последующее развитие философии.

Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика.  В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.

Разница между метафизикой и диалектикой

Диалектика, как и метафизика, является частью философии, но их отношения всегда носили не простой характер. Это обусловлено значительными различиями в принципах и методах, которые лежат в основе каждой из этих наук.

Диалектика в современной философии — это теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод.

Разница между метафизикой и диалектикой

Чем же отличается метафизика от диалектики?

Расхождение наблюдается по многим вопросам:

  • В метафизике все новое вытесняет старое, тогда как диалектика ищет наличие связей между старым и новым.
  • Согласно метафизике, причиной движения является внешнй толчок, так как оно не может исходить из самой материи. Для диалектики — причина движения в противоположностях.
  • Сторонники метафизики читают, что качество изменяется благодаря количеству и наоборот. В диалектике этот переход рассматривается в виде скачка.
  • Метафизика признает развитие по прямой, кругу, либо вообще отрицает направленность развития. Сторонники диалектики считают, что развитие происходит по восходящей спирали.
  • Метафизическое мышление негибкое, опирается на формулы “или — или”, “если не то, значит — это”, в отличие от диалектики, где способ мышления сводится к формуле “тезис — антитезис — синтез”.
  • Абсолютную истину можно познать сразу с помощью чувственных приемов, считает метафизика. Согласно диалектике, познание — постепенный и целенаправленный процесс постижения абсолютно истины.

Будучи отраслями философии, метафизика и диалектика тем не менее, представляют собой две противоположные системы познания действительности и развития.

Различия между метафизикой, эпистемологией и онтологией

Аристотель ставил метафизику выше философии, называя ее “первой философией”. С развитием общества, развивались и науки. Развивалась и философия, появились новые отрасли, которые в той или иной степени соприкасаются и оказывают влияние друг на друга.

Поскольку все три являются отраслями философии, очень часто возникает путаница в понимании

Метафизика и эпистемология

Различия метафизики и эпистемологии базируются на разном подходе и методе познания. Метафизика основывается на чувственном познании и мышлении, в то время как эпистемология — изучает знание и его строение как таковое.

Метафизика рассматривает окружающий мир с точки зрения существования вещей как таковых. Она обозначает тип вопросов, которые можно задать окружающей нас действительности без определения метода их исследования.

Эпистемология же задается вопросом как мы можем что-то узнать о реальности, а не что мы можем сказать о ней. Что составляет знание? Как мы можем его получить? Есть ли ограничения наших знаний? Все ли подвластно изучению? На сколько объективны наши знания? Это те вопросы, на которые ищет ответы эпистемология.

Метафизика изучает то, что есть или то, что существует, эпистемология изучает то, как мы знаем или получаем доступ к тому, что существует. Обе эти отрасли философии, на первый взгляд, координально отличаются и работают в разных областях, но они часто пересекаются друг с другом или зависят друг от друга. Ведь перед тем, как анализировать или задаться вопросом как изучать то или иное явление (предмет), для начала нам нужно определить, что оно существует.

Метафизика и онтология

Соотношение онтологии и метафизики двоякое. В них так много схожего, что в определенные периоды развития философии эти понятия отождествляли.

Метафизика и онтология

Онтология изучает бытие и его принципы. Предмет изучения метафизики много шире и включает в себя не только  бытие и его познание, но так же исследование первопричин и начал всего сущего; знания о первоисточнике каждой вещи; знание о Боге, как сверхчувствительно субстанции и связи между ними. Исходя из этого онтология является частью метафизики.

Однако если мы сравним Метафизику и Онтологию с точки зрения “общее — частное”, то обнаружим, что онтология предшествовала метафизике. Познание невозможно без формулировки общих принципов, благодаря которым возможно любое познание. Эти признаки и понятия изначально формирует онтология, в рамках которых затем развивается метафизика.

Что есть метафизика

Впервые этот термин был введен Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Помимо трудов о физике, Аристотель оставил после себя многочисленные рукописи, посвященные рассуждениям о первопричинах “первых родах сущего”. Андроник Родосский объединил их в 14 томов и расположил в сборнике после аристотелевой “Физики”, назвав “τὰ μετὰ τὰ φυσικά”, что в переводе с древнегреческого языка дословно означает «то, что после физики». Вот так случайно появился термин метафизика, который, по сути, никак не связан с содержанием книг Аристотеля. Однако, это лишенное научного или философского значения слово, не только укоренилось в научной терминологии, но и стало общепринятым обозначением фундаментальных начал системы любого философа или мыслителя.

Многие известные философы испокон веков и по наши дни пытаются дать определение метафизике. Например, Иммануил Кант в книге «Критики чистого разума» вот так говорит о метафизике:

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. ‹…› Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой.»

Гегель же считал, что: «Объективная логика, таким образом, занимает скорее место прежней метафизики, ‹…› Но тогда объективная логика постольку охватывает и остальные части метафизики, поскольку метафизика стремилась постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею первоначально из [области] представления, — душу, мир, Бога ‹…›. Логика рассматривает эти формы свободно от указанных субстратов, субъектов представления, рассматривает их природу и ценность в себе и для себя самих.»

Понять, что такое метафизика без изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подхода к определению. Простыми словами метафизика — это наука, которая изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений с целью изыскать смысл, причины, сущности и конечную судьбу всего бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: