Пожарная экспертиза и проверка пожарной безопасности
Понятие пожарной экспертизы и экспертизы пожарной безопасности часто считаются тождественными. Однако российское законодательство вкладывает абсолютно различный смысл в эти два определения. При этом, современные российские законы строго регламентируют порядок проведения всех таковых экспертиз, которые могут быть связаны с пожарами и возгораниями, а также с защитой от них.
Оглавление: 1. Правовое регулирование пожарных и противопожарных экспертиз 2. Экспертиза пожарной безопасности и иные нормативные проверки 3. Пожарно-техническая экспертиза и её правовое регулирование и применение
Правовое регулирование пожарных и противопожарных экспертиз
Как уже говорилось выше, следует отличать экспертизу пожарной безопасности от непосредственно пожарной экспертизы. Первая проводится для проверки соответствия имеющихся помещений, объектов, производственных комплексов и жилой застройки принятым нормативам безопасности. Вторая же относится к разряду судебных экспертиз и проводится по факту возникновения возгорания для определения его причин и факторов, поспособствовавших таковому.
Соответственно, исходя из вышеозначенных различий, кардинально различаются и нормативные акты, обеспечивающие правовое регулирование данных исследований. Так, экспертиза противопожарной безопасности согласно российскому законодательству регулируется положениями ФЗ №123 от 22.07.2008. При этом обязательность проведения именно экспертизы данным законом практически не устанавливается, так как проверка противопожарной безопасности может проводиться целым рядом иных процессуальных мероприятий.
Механизмы же проведения пожарно-технической экспертизы, равно как и нормы её проведения зафиксированы в Приказе Минюста №237, опубликованном 27.12.2012. В частности, данный документ определяет подобную экспертизу в качестве судебной, а также предоставляет процессуальные обоснования и принципы её проведения. Таковая экспертиза может являться как обязательной, так и проводиться по ходатайству отдельных лиц во время судебного процесса. Кроме того, порядок её проведения также может подразумевать привлечение как государственных, так и частных экспертов.
Экспертиза пожарной безопасности и иные нормативные проверки
Как уже говорилось выше, экспертиза пожарной безопасности, в первую очередь регулируется постановлениями ФЗ №123. В частности, данный Федеральный закон устанавливает порядок проведения таковой экспертизы при строительстве либо проектировании различных сооружений капитальной или временной застройки, отдельной товарной продукции, а также регулирует целый ряд нормативов по её проведению.
В целом, помимо проведения непосредственно экспертизы, как исследования объекта, допускаются также следующие форматы проверки соответствия объектов или товаров действующим нормативам:
- Декларирование;
- Аудит;
- Надзор;
- Исследование или испытание;
- Подтверждение соответствия;
- Производственный контроль;
- Приёмка и ввод в эксплуатацию;
- Аккредитация.
Соответственно именно экспертиза не является обязательным нормативом в подавляющем большинстве случаев. Однако её заключение является юридически значимым документом и может подаваться в соответствующие контролирующие органы в качестве подтверждения соответствия продукции или объекта противопожарным нормам. Кроме того, допускается истребование заключения таковой экспертизы страховыми компаниями при заключении договоров, а также для регистрации декларации соответствия материально-технических баз противопожарным нормам.
Осуществляются таковые экспертизы практически всегда в частном порядке предприятиями, уполномоченными на проведение подобных исследований.
Пожарно-техническая экспертиза и её правовое регулирование и применение
Пожарно-техническая экспертиза проводится лишь в случае имевшего места возгорания в рамках гражданского, административного или уголовного судебного процесса. Проведение таковой экспертизы может инициироваться судебными органами, либо запрашиваться любой из сторон по соответствующему ходатайству. Действующий регламент пожарно-технических экспертиз устанавливает следующие разновидности объектов данных исследований, к которым относятся:
- Само место происхождения возгорания или пожара;
- Подвергнувшиеся воздействию огня объекты и их остатки;
- Документация;
- Протоколы о пожаре.
Пожарно-техническая экспертиза затрагивает исключительно материальный спектр проявления огня и не опирается на свидетельские показания, психологические исследования или допросы возможно причастных к происшествию лиц.
Целью проведения данного вида экспертиз выступает определение:
- Причин возгорания;
- Очагов пожара;
- Времени начала возгорания;
- Закономерностей развития пожара;
- Путь распространения и направление движения пламени;
- Исправности электропроводки и противопожарных систем.
В целом, по заключению таковой экспертизы может быть установлено происхождение пожара – являлся ли он следствием умышленного поджога, самовозгорания, нарушения правил эксплуатации оборудования либо несоблюдения нормативов действующей противопожарной безопасности. При этом к данному заключению также могут прилагаться рекомендации о мерах предотвращения аналогичных возгораний и обеспечении должного уровня защиты от огня на объекте.
Проведение пожарных экспертиз может обеспечиваться как частными лицами, обладающими соответствующей государственной аккредитацией, так и государственными специалистами. В частности, ведение пожарных экспертиз находится в компетенции представителей МЧС России, которые могут привлекаться к судебному заседанию в качестве компетентных экспертов.
Проведение пожарной экспертизы не обязательно должно совпадать по времени с произошедшим пожаром. Судебная практика имеет примеры ситуаций, в которых пожарная экспертиза проводилась по истечении нескольких лет или даже десятилетий после имевшего место возгорания.
В целом, пожарные экспертизы могут проводиться не только для обеспечения экспертных заключений во время судебных разбирательств. Запретов на проведение данных исследований в частном порядке российское законодательство не предусматривает.