Подпишитесь на рассылку:  

Рождение ребёнка: Обретение жизни или "травма рождения"?

04.09.06 20:21 Раздел: Рождение ребёнка | Опубликовано: lx | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 14675
     В возрастной психологии издавна бытует понятие "кризис новорожденности". В связи с этим возникает вопрос: неужели человеческая жизнь начинается с кризиса? Само слово "кризис" в переводе с греческого означает переломный этап в развитии. Но в данном случае возникает новый вопрос: о каком переломном этапе может идти речь? Ведь жизнь начинается с рождения, до этого момента человека просто не существует!

     В возрастной психологии издавна бытует понятие "кризис новорожденности". В связи с этим возникает вопрос: неужели человеческая жизнь начинается с кризиса? Само слово "кризис" в переводе с греческого означает переломный этап в развитии. Но в данном случае возникает новый вопрос: о каком переломном этапе может идти речь? Ведь жизнь начинается с рождения, до этого момента человека просто не существует!
     А вот с этим утверждением едва ли можно согласиться. До рождения человеческий организм проходит этап внутриутробного созревания. Существуют разные мнения о том, является ли еще не родившийся ребенок человеком. Точка зрения христианских богословов на сей счет однозначно положительная. Вследствие этого аборт расценивается как тяжкий грех - разновидность убийства. И такая позиция характерна не только для христианского мира. Например, в Монголии срок жизни человека исчисляется с момента зачатия.
     Медики, говоря о внутриутробном развитии, избегают слова "ребенок", а тем более "человек", отдавая предпочтение понятию "плод". Тем не менее объективные медицинские наблюдения позволяют заключить, что существо, находящееся в утробе матери, не есть неодушевленный кусочек материи. Оно живет, развивается, чувствует и с каждым днем все более активно реагирует на воздействия окружающей среды. И в этом смысле правы те, кто говорит о жизни до рождения.
     Мать, вынашивая ребенка, с трепетным вниманием прислушивается ко всякому проявлению его жизнедеятельности. Она не может не заметить, что комочек плоти у нее под сердцем отзывается на многие события, происходящие во внешнем мире. Например, замечено, что громкая ритмичная музыка приводит его в возбуждение и заставляет беспокоиться, а мягкая мелодичная - кажется, наоборот, приносит умиротворение. На строение матери тоже сказывается на его состоянии. Если мать встревожена, огорчена, раздражена - ребенку, похоже, это не по вкусу.
     Из подобных наблюдений родилась целая научно-практическая концепция - пренатальная (дородовая) педагогика. Суть ее вытекает из очевидных фактов. Если ребенок, пускай еще и не родившийся, способен реагировать на определенные стимулы, то необходимо обеспечить ему такие стимулы, которые благоприятно сказывались бы на его состоянии и развитии. Тем более, что уже в утробе матери он обретает определенный опыт, который впоследствии скажется на всей его жизни. Значит, надо позаботиться, чтобы это был положительный опыт.
     Соответственно разработан целый набор рекомендаций, как беременной женщине следует себя вести, какие книги читать, какую музыку слушать и т.п.
     Как и большинство оригинальных теорий, пренатальная педагогика содержит рациональное зерно, однако, доведенная до крайности, кажется подходом спорным. Ее приверженцы склонны переоценивать способности плода к восприятию и усвоению внешних стимулов. Действительно, уже новорожденный ребенок демонстрирует поразительную способность узнавать голоса близких, в первую очередь - матери. Это свидетельствует о том, что, воспринимая их на всем этапе дородового развития, ребенок успел с ними свыкнуться и освоиться. Но из этого, наверное, не следует, что всякая информация, дошедшая до него на этом этапе, играет важную роль в становлении его психики. Реакции плода еще очень обобщенные и примитивные.
     Сама по себе идея создания плоду наилучших условий развития, безусловно, верна. Не следует только доводить ее до абсурда.
     Будущая мама, которая вслух читает Гомера в надежде, что ее отпрыск вырастет ценителем классической литературы, заслуживает лишь добродушной иронии. Конечно, подобная забота о культурном развитии ребенка, если она будет иметь место и далее - после его рождения, непременно скажется впоследствии. Но тут решающую роль сыграет все-таки не дородовое стимулирование, а создание благоприятной воспитательной атмосферы.
     Можно восторгаться практикой дородового "воспитания" или с негодованием отвергать ее, однако очевидно: родители, заботящиеся о развитии ребенка еще до его рождения, скорее всего окажутся хорошими воспитателями и много дадут ребенку, когда он появится на свет. А позитивные результаты можно будет объяснить и предварительной "подготовкой". Впрочем, позитивный результат ценен сам по себе и не требует объяснений...
     А если женщина в пору беременности не может отказаться от сигареты, позволяет себе выпить рюмку спиртного, а ее общение с близкими протекает в основном на повышенных тонах, то понятно, что и ныне, и в будущем забота о ребенке не является для нее первостепенной. Нетрудно представить, в какую воспитательную атмосферу попадет новорожденный. И где тогда искать объяснения отклонений в его развитии и поведении?
     Рекомендации о том, какой образ жизни следует вести во время беременности, в основном разработаны медиками. И женщине, заботящейся о полноценном развитии своего ребенка, надо этих рекомендаций придерживаться. Особую роль играет психологический настрой будущей матери. И об этом должны позаботиться отец ребенка, все близкие. Ну и, конечно, тяжелый рок в эту пору лучше не слушать. Стоит ли слушать Чайковского? Безусловно, если он вам нравится. Это, может быть, и не приведет к тому, что ваш наследник станет музыкантом-виртуозом, однако его развитию точно не повредит.
  [1] 2 »

Родственные ссылки


» Другие статьи раздела Рождение ребёнка
» Эта статья от пользователя lx
» Самая читаемая статья из раздела Рождение ребёнка: Рост и все ребенка. Как найти золотую середину?
» Последние статьи раздела Рождение ребёнка: Утренние процедуры новорожденного
¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу