Подпишитесь на рассылку:  

Интересные новости: Какие новогодние костюмы предпочитают дети в России

02.01.15 08:31 Раздел: Интересные новости | Опубликовано: L_D | Прочитали: 1981
Костюмированный утренник – продолжение средневековых традиций масленичного карнавала и святочного ряжения, или просто веселый новогодний праздник?

Какие новогодние костюмы предпочитают дети в РоссииЗначение карнавализации в нашей стране крайне велико, утверждает доцент СПбГУ Инна Веселова. Каждому, кто прошел через систему образования в СССР или постсоветской России, волей-неволей приходилось участвовать в коллективных костюмированных представлениях. При этом самым ярким переживанием всего праздника для большинства участников остается именно костюм. По данным, собранным в ходе исследования, Инна Веселова составила реестр новогодних костюмов советской и постсоветской елки. Всего была обработана 291 фотография (или упоминание) новогоднего костюма - 170 девочек и 121 мальчик.

Автор исследования отметила, что современные костюмированные праздники значительно отличаются от традиционного народного ряжения. Его участники всегда стремились стать неузнаваемыми, а для этого эффективнее всего было сменить возрастную и гендерную роль. Сегодня же дети используют такой прием крайне редко – Инна Веселова выявила всего один случай переодевания девочки в старуху, и три случая переодевания в костюм героя другого пола. Это свидетельствует о том, что карнавальные роли соответствуют гендерным сценариям, и можно предположить, что именно их освоение является одной из скрытых целей новогоднего маскарада.

Впрочем, есть и исключение – это универсальный костюм зайчика, абсолютный лидер обоих списков (этот наряд доводилось надевать 70-ти из 291-го респондента). Персонажа песенки "В лесу родилась елочка" можно встретить на утреннике и сейчас, но в советское время он был, бесспорно, самым популярным. Автор исследования отмечает, что "белый и пушистый" наряд стал не просто костюмом, а символом послушания и инфантильности – идеального образа ребенка по мнению взрослых. Что касается второго по популярности наряда (снежинки), он дает девочке возможность почувствовать себя олицетворением красоты и нежности.

Однако тематика новогоднего карнавала не ограничивается этими образами. Среди прочих костюмов можно выделить тематические группы: сказочные и литературные персонажи (Золушка, Белоснежка, Буратино, Карлсон), национальные костюмы (русские, индейские, цыганские), представители различных профессий (пилот, космонавт) и сословий (принцы и принцессы), образы животных (коты, лисички, мишки и пингвины) и растений (цветы, елка).

Любопытно, что "профессиональный" образ у девочек Инне Веселовой встретился лишь один – костюм хирурга, а вот в мальчишеских нарядах его можно найти часто (космонавт, пилот, моряк, и близкие к ним военно-героические персонажи: гусары, мушкетеры, рыцари, богатыри). Гендерная асимметрия проявляется и в том, что персонажи мальчиков не выстраиваются иерархически: например, медведь, может быть, и "главнее" зайца, но мушкетер и индеец, скорее, равны. Зато костюмы девочек часто подразумевают превосходство: сословное (королева), физическое (красавица) или окказиональное (Снегурочка на утреннике – персонаж более важный, чем снежинка).

Респонденты вообще много говорили о стремлении к превосходству, переживаниях и борьбе за роли в новогоднем утреннике. На фоне "одинаковых" зайцев и снежинок любая возможность выделиться становилась для детей настоящим счастьем. Особенно ярко это выражено у девочек – роль Снегурочки, не просто сказочно красивой, но и равной по значимости взрослым ведущим, была пределом мечтаний. Таким образом, делает вывод автор, вместо отменяющего нормы и иерархии средневекового карнавала детский праздник в СССР, наоборот, их устанавливал. И, как ни странно, сегодняшние родители продолжают эту традицию, наряжая детей в костюмы собственного детства, сообщает пресс-служба СПбГУ.
 
Похожие темы
Дополнительные ссылки